21 мая 2008 г.
Интервью дано в преддверии проведения 16 мая 2008 года в Торгово-промышленной палате Нижегородской области Международного симпозиума "Формирование рынка зерна ржи, производство и глубокая переработка".
"ФУНКЦИЯ ВЛАСТИ - ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ"
Главный федеральный инспектор по Нижегородской области Валерий Николаевич Евлампиев когда-то, работая директором внешнеторговой фирмы на Горьковском автозаводе, даже не помышлял о том, как признается сам, что будет решать социально острые проблемы, стоящие перед областью. При первом нижегородском губернаторе в ранге его заместителя он возглавил Межведомственную комиссию по формированию регионального зернового рынка. Ситуация в области была без преувеличения критической, шел 1991 год: запасов зерна хронически не хватало, существовала карточная система, действовал 21 вид талонов и... времени на раздумья не было.
ВАЛЮТНОЕ ЗЕРНО
- Действительно, когда меня пригласил Борис Ефимович Немцов, пришлось расстаться с интересной работой, тогда на ГАЗе ставили новые модели, разрабатывалась новая «Газель», расширялся экспорт, одним словом, у предприятия были перспективы, - вспоминает Валерий Николаевич. - Сделав выбор, пришлось поменять поле деятельности на диаметрально противоположное, хотя, конечно, опыт прежней работы - я все же занимался внешне - экономической деятельностью - пригодился и тогда при решении зерновой или продовольственной проблемы, и потом.
Первое, что нам удалось сделать - это снять остроту проблемы за счёт экспорта региональных ресурсов. Мы создали областной валютный фонд за счёт экспорта нефтепродуктов. Тогда действовало такое распоряжение российского правительства, которое позволяло регионам 10 процентов от материальных ресурсов направлять на социальные нужды. Поэтому мы смогли организовать экспорт нефтепродуктов, за счёт чего и был сформирован валютный фонд, который направлялся на здравоохранение, дорожное строительство, поддержку работы правоохранительных органов и т.д. А это ни много ни мало около 60 миллионов долларов внебюджетных средств.
- Часть этих средств и была отправлена на закупку зерна?
- Мы закупали его за пределами области через внешнеторговое объединение «Экспорт-хлеб» и избавились в первую очередь от дефицита продовольственной пшеницы. Но уже в июне 1992 года прекратили полностью поставки импортного зерна, потому что стали ориентироваться на формирование, прежде всего, российских ресурсов, установив связи и Краснодаром, Алтайским краем - основными зернопроизводящими регионами. Поставляли туда в обмен на зерно легковые, грузовые автомобили, другую технику. Так называемые бартерные операции. Это был после экспорта нефтепродуктов как бы второй этап. Хотя уже тогда мы отчетливо понимали, что всё это носит неустойчивый характер и лучше опираться на собственные зерновые ресурсы.
КРЕПКАЯ МЕЛЬНИЦА КРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ
- И тогда уже в 1992-1994 годах и появился свой региональный зерновой фонд?
- Да, именно в это время мы стали формировать инфраструктуру. Но прежде надо было посчитать, сколько зерна необходимо области. Когда мы сделали анализ, то выходило, что нужно 400 тысяч тонн продовольственного зерна, а собственных ресурсов хватало только на два месяца, остальное надо было опять же закупать. Воспользовались ссудой, которую нам удалось получить у федерального правительства, и создали так называемый револьверный фонд, куда и включили игроков зернового рынка, в том числе местных товаропроизводителей, но, прежде всего, мельницы. Дело в том, что мукомольная промышленность всегда была конкурентным преимуществом Нижегородской области. Это сегодня, к сожалению, времена другие, и эта отрасль у нас частично разрушена. А тогда мы снабжали мукой не только свою область, но и другие российские регионы. Наши мельницы использовались федеральной системой хлебопродуктов. Поставлялось зерно, а потом по разнарядке направлялось армии и другим потребителям. Поэтому нужно было только все это поддерживать и усиливать, что мы и делали.
- А для чего нужен был тогда зерновой Союз, если и так всё уже закрутилось и деньги пошли в фонд?
- Создали зерновой Союз для чего - чтобы убрать противоречия между производителями, переработчиками и торговлей. Все они были как бы в одном консорциуме, объединившись в нем на добровольной основе, и перед тем как принимать какие-то решения, мы сначала всё обсуждали на зерновом Союзе. Вот сегодня мы говорим о саморегулирующих организациях, о профессиональных союзах, тогда это и был профессиональный союз. Его обязательно нужно было создать, чтобы понять проблематику и не вслепую принимать управленческие решения.
И ещё нужен был такой элемент, как биржевая торговля. Биржа позволяла закупать зерно не только во время урожая, а в течение всего года. У селян ведь свои технологические циклы, скажем, подготовка к севу, сев, уборка урожая, хранение и т.д. И если хозяйствам требуются ГСМ, то нужно решать этот вопрос уже в январе-феврале, когда идет подготовка к посевной, а не тогда, когда уже надо сеять. Поэтому мы выходили на биржу со своими ресурсами топлива, заключали контракты под будущий урожай.
Происходило это так. Мельзаводы брали кредиты у банков, пользуясь той самой «револьверной» федеральной ссудой, и мы давали селянам ГСМ через биржу, компенсировали и создавали региональный фонд зерна.
Ведь чем хороша была биржа - она не покупала, не продавала, она только создавала условия для заключения сделки между товаропроизводителем и покупателем в лице мельзаводов, формируя справедливую цену, которая тут же становилось публичной.
БЮДЖЕТ ВАМ НЕ СОБЕС
- У нас потому сегодня чехарда с ценообразованием, что утрачены
классические операции или экономические инструменты, которые использовались для регулирования ситуации на зерновом рынке? Нужно создавать что-то новое, или вспомнить о хорошо забытом старом?
- Сейчас А.В. Гордеев (федеральный министр - авт.) проводит зерновые интервенции, но как профессионал я могу сказать, что они постоянно запаздывают, потому что приходят, когда ситуация уже усугубилась, то есть выбрасывают зерно на рынок, а там уже идёт другой цикл. Товарный кредит - своего рода кабала для производителя. Селяне берут его по одним ценам, а осенью те формируются по другим законам, и хозяйствам не хватает товарной массы, чтобы расплатиться за кредиты. В итоге ситуация лишь усугубляется.
На мой взгляд, сегодня Нижегородской области не хватает инфраструктуры, дееспособного зерносоюза, элементов государственного регулирования рынка. Мы не говорим, что нужно полностью вернуться к централизованной плановой системе, но определённые элементы регулирования должны быть. Ведь хотели же в этом году сделать зерновой запас, не сделали. А потом мы встаем перед необходимостью дотировать хлеб, цены на который продолжают расти. Но ведь это тоже неправильно. Бюджет - ведь не собес. Он нужен для других целей.
Поэтому нужно решать ситуацию рыночными механизмами - создавать биржу, союз, то есть инфраструктуру. Сегодня, например, в Нижнем Новгороде, существует валютно-фондовая биржа, занимающаяся зерновыми интервенциями, а у нее, в свою очередь есть широкая разветвленная сеть электронных площадок. Опираясь на нее, Нижний Новгород может стать по праву торговым центром всей зерновой биржевой торговли. Причем, можно расширить эту линейку: торговать ГСМ, удобрениями, которые тоже являются вполне биржевым товаром. Поэтому, не решив сегодня этих «инфраструктурных» вопросов, область будет «проседать» на зерновом рынке.
ЦЕНЫ НА ХЛЕБ РАСТУТ В ПОЛЕ
- Валерий Николаевич, а было что-то подобное создано в других регионах, когда у нас в Нижегородской области только начиналась вся эта работа?
- Тот наш опыт был представлен в других регионах, но в такой комплексной форме, как у нас, нет. Приезжали специалисты, работающие в Канаде на зерновой бирже, и высоко оценивали нашу систему, называя ее продуманной и хорошо работающей. Она на самом деле давала результат. Возвращусь к 1994 году, когда российское правительство выделило области 64,3 миллиона «неденоминированных» рублей на формирование фонда, способного обеспечить «хлебную безопасность».
Так вот, за семь лет мы сформировали фонд в 475 миллионов. То есть каждый рубль «отработал» почти семь с половиной раз. Количества востребованного на эти средства зерна составило 864 тысячи тонн, половина из которых – продукция местных сельхозпроизводителей. Учитывая, что в 1996-200 годах в среднем по региону ежегодно собирали чуть больше 400 тысяч тонн пшеницы и ржи, выходит, что два областных урожая были полностью профинансированы и фонда.
- И это позволило, например, в том же 2000 году при росте стоимости муки на 24 процента оставить цены на основные виды хлебы практически неизменными. Если не ошибаюсь, рост тогда составил всего 3-4 процента?
- По крайней мере, мы не поднимали хлеб на рубли, хотя у нас были некоторые противоречия и с переработчиками, и с товаропроизводителями. Мы находили компромиссные решения. Тем и хорош был зерновой Союз, который совместно с властью открыто проводил исследования себестоимости продукции, и уже на комиссии, которую я возглавлял, с доводами специалистов было спорить бесполезно, потому что они опирались на предварительно сделанные исследования. Вот поэтому нельзя забывать то хорошее, что было, продолжать традиции мукомолов и хлеборобов, заниматься своей рожью, а не закупать ее в Финляндии, как это сейчас вынуждены делать хлебозаводы, самим хлебокомбинатам вернуть прилавок, а потребкооперации позволить иметь рынки в Нижнем Новгороде, Дзержинске и других городах. Тогда мы не будем «лидировать» среди других регионов ПФО по высоким ценам на тот же хлеб.
Подчеркну еще раз, те приемы, которые мы предлагаем восстановить, не сложные и не обременительные в финансовом отношении, они лежат в плоскости организационной и в политической. Надо принимать такие решения, потому что сам по себе ни мелькомбинат, ни хлебозавод не будут заниматься ни биржей, ни зерновым Союзом. Это функция власти - создать агропромышленную инфраструктуру и условия для динамичного развития регионального АПК.
|